Ремни зубчатые

Ременные передачи являются одними из старейших типов механических передач, применяемых человеком и сохранивших свое значение до настоящего времени. В зависимости от сечения ремни бывают : плоские, клиновые, поликлиновые, круглые и зубчатые. В общетехнических справочниках достаточно подробно описаны характеристики и методики расчета плоских и клиновых ремней в связи с их широким распространением. Вместе с тем в последнее время стали применяться и зубчатые ремни. В бывшем СССР были разработаны ОСТ 38 — 05114 — 76 и ОСТ 38 — 05227 — 81, регламентирующие размеры ремней и методики расчета. Однако, продукция зарубежных фирм, поставляющих зубчатые ремни и элементы зубчато-ременных передач, не соответствует этим ОСТам. В последнем издании "Справочник конструктора-машиностроителя" В.И. Анурьева и вовсе нет упоминания о зубчатых ременных передачах. Этот пробел и призвана восполнить настоящая статья. Поскольку формат журнала не позволяет разместить все необходимые справочные данные, мы разместили их на нашем сайте по адресу http://www.mtt.com.ua/spravochnik.zip.

Широкое распространение зубчатых ремней обусловлено следующими их достоинствами : высокая нагрузочная способность; малые габариты; отсутствие скольжения ремня; возможность реализации больших передаточных отношений; высокие скоростные характеристики (до 50 м/с); небольшое начальное натяжение, и, следовательно, малые воздействия на валы и оси; низкий шум; высокий КПД (до 98%). Как правило, ремни изготавливаются со следующими рабочими свойствами: маслостойкость; рабочий диапазон температур от — 20°С до 100°С; озоностойкость; нечувствительность к погодным воздействиям.

Все эти преимущества и предопределили распространенность зубчатых ремней в современных передачах, прежде всего в приводах с точным позиционированием и большими передаваемыми мощностями. В качестве примера на рисунке 1 представлен привод, состоящий из шариковинтовой передачи с вращающейся гайкой и ременной передачи с зубчатым ремнем. При вращении сервоприводов в противоположные стороны минимальная подача составляет 0,5 микрона! На рисунке 2 представлена межвальцевая зубчато-ременная передача мукомольного станка. Передаваемая мощность 18 кВт.

Встречаются зубчатые ремни с трапециевидным и полукруглым формами зубьев. Полукруглая форма зубьев обеспечивает существенно более равномерное распределение напряжений в ремне, возможность повышения нагрузок на 40%, более плавный вход зубьев в зацепление. Сравнительные характеристики представлены на рисунке 3. В дальнейшем мы рассмотрим зубчатые ремни с полукруглым зубом, которые при равной стоимости имеют более высокие эксплуатационные свойства.

Зубчатый ремень состоит из следующих элементов (рис. 4):

  • Зубья и верхний слой ремня
  • Композитный несущий корд
  • Нижний слой из полиамидной ткани

Зубья и верхний слой ремня выполнены из полихлоропрена, что позволяет воспринимать высокие нагрузки. Технологический процесс изготовления ремня гарантирует хорошее сцепление с несущим кордом и поверхностной тканью. В результате ремни имеют высокую прочность и длительный срок службы.

Несущий корд выполнен из спиральносвитых композитных нитей, распределенных по всей ширине ремня. Это обеспечивает высокую степень стабильности длины при больших растягивающих усилиях, что позволяет передавать большие мощности.

Многослойная полиамидная ткань расположена на зубчатой стороне ремня. Ее назначение — предотвращать преждевременный износ ремня и сдвиг основы зубьев. Ткань имеет низкий коэффициент трения и повышенную износостойкость. Эти свойства обеспечивают правильность зацепления зубьев ремня со шкивом и снижают шум.

Качественные ремни обладают высоким сопротивлением усталостному разрушению, старению задирам, температурной стойкостью.

Ремни с полукруглым зубом (зарубежное обозначение HTD — High Torque Drive) стандартизованы. В ОСТ 38 05114 — 76 в качестве основного параметра передачи, как и для зубчатой, принят модуль m=p/π. В зарубежной технической литературе принято оперировать непосредственно шагом зубьев. Широкое распространение на рынке имеют ремни следующих геометрических размеров (Таблица 1).

Timing belts, synchronous belts, toothed belts.
Передачи с использованием зубчатого ремня позволяют точно позиционировать положение в пространстве, а также имеют высокие нагрузочные характеристики (по сравнению с плоским ремнем), благодаря зацеплению зубьев на ремне с зубьями на шкиве в точке их соприкосновения.

Характеристики зубчатых ремней

  • крутящий момент (нагрузка на ремень) — определяется силой трения, на него влияет обшая площадь контакта зубьев, размер зуба и угол его наклона
  • точность позиционирования — определяется зазором между зубьями в процессе смыкания — чем меньше зазор, тем меньше вероятность отклонений при смыкании

Остальные характеристики: скорость, шумность, вибрации при работе, сопротивляемость проскальзыванию

Профили зубчатых ремней. Как форма зуба ремня влияет на его характеристики.

Ремни зубчатые

Как зубья сцеплены (площадь контакта, высота зуба) и как проходит смыкание зубьев в процессе движения определяется формой его профиля.
Эти характеристики противоположны друг другу — увеличение площади контакта тянет за собой увеличение размера зуба, а увеличение размера зуба требует больше пространства для вхождения и выхода из зацепления.

Существует два «противоположных» по геометрии и характеристикам базовых профиля:

  • Трапецеидальный профиль — плотное и точное смыкание
  • Круглый профиль — увеличенная площадь контакта

Вариации форм между первыми двумя дают так называемый скругленный профиль.

Ремни зубчатыеРаспределение нагрузки на ремень в зависимости от формы зуба

Как видно на рисунке, нагрузка на зуб трапецеидального ремня приходится на нижнюю часть зуба на границе соприкосновения с шкивом, а у круглого распределена по всему объему. Это означает, что ремень круглой формы лучше справится с нагрузкой, а трапецеидальный будет быстрее изнашиваться.

  • Трапецеивидные — более точное позиционирование, меньшая нагрузка, больше шума, быстрее износ.
  • Круглые — меньше точность позиционирования, большая нагрузка и большая скорость, тихая работа.
  • Скругленные — различные балансы между точностью и нагрузкой.

Характеристики популярных ремней. Какой ремень выбрать (2GT, GT2, MXL, HTD, T2.5, T5 и тп).

Плоскозубчатые ремни с трапециевидным профилем (MXL, XL, L, H, XH, XXH, T, AT): высокая точность позиционирования, склонны к вибрации.
Круглый профиль (HTD, High Torque Drives, передачи с высоким крутящим моментом): высокий крутящий момент, сопротивляемость проскальзыванию, шумность при работе.
Скругленный профиль (GT2, 2GT, GT): хорошая точность позиционирования, хороший крутящий момент, высокая скорость, сопротивляемость проскальзыванию, шумность при работе.

Если не хотите заморачиваться — выбирайте серию GT (2GT, GT2) — это универсальный ремень с хорошими показателями по всем характеристикам.

Выбор ремня для 3D-принтера. Выбор ремня для ЧПУ-станка.

Отличное решение для 3D-печати — тот же самый ремень GT2. Альтернативный вариант, который даст больше точности — плоскозубчатый ремень, к примеру MXL, если готовы мириться или бороться с остальными его недостатками.
Использовать зубчатый ремень для ЧПУ-станка сомнительное решение, но если вы собираете маленький пробный станочек на быструю руку, то попробуйте ремни GT2 или HTD.

Обновлено 04.11.2021. Наличие склада обновляется по субботам.

Менеджер: Кузнецов Алексей

Приём заявок: круглосуточно

Обработка заявок: 8:00-17:00 (будни)

* самовывоз из ТК «‎Деловые Линии»‎ при заказе от 1000 руб.

Ремни зубчатые предназначены для работы в силовых приводах промышленного оборудования.

Особенности

Ремни зубчатые обладают следующими характеристиками:

  • имеют высокий, способствующий энергосбережению, КПД;
  • обладают длительным сроком безотказной работы;
  • гарантируют надежную работу при высоких нагрузках и высокоскоростных режимах;
  • имеют минимальные вибрации при прерывистых нагрузках;
  • обеспечивают максимальную передачу высокой мощности;
  • являются антистатичными (в соответствии со стандартом ISO 1813);
  • обладают хорошими масло, бензо и пыле отталкивающими свойствами.

Обозначение

Тип ремня расшифровывается следующим образом:

  • СБ — ремень сборной;
  • ЛР — ремень литой резиновый;
  • ЛПУ — ремень литой полиуретановый.
  • 1-я цифра — модуль ремня — шаг ремня;
  • 2-я цифра — количество зубьев;
  • 3-я цифра — ширина ремня, мм.

При подборе основными характеристиками зубчатых ремней являются: профиль зубьев и шаг между ними.

  • с трапецеидальным профилем:
  • T 2,5; Т5; Т10; Т20 — европейская маркировка;
  • MXL; XL; L; H; XH — американская (дюймовая) маркировка.
  • с полукруглым профилем MTD5M, MTD8M, MTD14M и RPP5, RPP8, RPP14.
  • двусторонние зубчатые. Стандартные профили, но зубья расположены с двух сторон.

ООО “Компани “Плазма” занимается комплексным материально-техническим снабжением предприятий и организаций промышленной сферы.

Основные направления: промышленное оборудование (насосы, подъемно-транспортное и горно-шахтное оборудование, сельскохозяйственное и металлургическое оборудование, нестандартное оборудование, редукторы и мотор-редукторы, электродвигатели, трансформаторы, вентиляторы, компрессоры), котлы, а также различные изделия из металла и металлоконструкции.

Производственные мощности позволяют выпускать такие виды продукции как: лебедки электрические тяговые, монтажные и маневровые для передвижения вагонов; лебедки шахтные скреперные, вспомогательные, посадочные, полковые; лебедки ручные; породопогрузочные машины на рельсовом ходу с пневматическим и электрическим приводом; насосы центробежные секционные.

Ремни зубчатые

Зубчатые ремни являются, наверное, самой распространенной частью приводной системы станка. И это неудевительно, ведь в отличие от своих аналогов, именно ременно-приводная система отличается простотой в освоении, дешевизной и при этом высокой степенью точности шага при работе оборудования

Подбор по параметрам

Зуб на зуб не попадает – явно точность пострадает

Нестандартность задач, которые решаются при помощи лазерных гравировальных и режущих станков, предъявляет специфические требования к функциям некоторых узлов и механизмов данного типа оборудования. Конструктивные решения направлены на то, чтобы в каждой группе деталей и комплектующих, из которых состоит тот или иной операционный блок, использовать максимум их достоинств и нивелировать недостатки.

Пошаговые двигатели, применяемые в лазерной технике, способны обеспечить угловое перемещение своей оси на десятитысячные доли градуса. Эти микронные вращения необходимо преобразовать в столь же малые по величине линейные передвижения лазерной трубки, что гарантирует высочайшую точность ее позиционирования и разрешающую способность на уровне 10 мкм.

С другой стороны, расстояния, на которые перемещается режущий блок во время работы, могут исчисляться метрами, а паспортная точность позиционирования должна сохраняться в пределах 0,015-0,025 мм. При этом необходимо обеспечить максимально возможную скорость достижения заданной точки в пространстве координат, чтобы добиться высокой производительности оборудования.

Жестким требованиям синхронности при взаимодействии элементов кинематической системы лазерного оборудования наиболее соответствует ременная передача с использованием зубчатых ремней.

Достоинства и недостатки зубчатых ремней

Отличие зубчатых ремней от плоских, круглых или клиновых заключается в том, что они передают движение не за счет большого усилия натяжения на шкивах, а за счет зацепления зубьев ремня и соответствующих звездочек на валу шагового двигателя и исполнительного механизма. Данный принцип взаимодействия определяет их специфические характеристики:

  • Точность и синхронность передачи движения
  • Надежность работы на больших скоростях
  • Отсутствие проскальзывания
  • Низкая инерционность при передаче разнонаправленного движения
  • Низкий уровень вибраций во время прерывистой нагрузки
  • Высокий КПД
  • Постоянство и высокое значение передаточного числа
  • Долговечность, бесшумность работы
  • Превосходные свойства подобных систем передачи движения обусловлены не только их конструктивными особенностями, но и технологией производства самих зубчатых ремней.

Материалом для их изготовления служит полиуретановая основа, армированная по всей длине стекловолоконным или металлическим кордом, представляющим собой крученые синтетические нити или плетеные стальные тросы диаметром в несколько десятых долей миллиметра.

Поверхность, на которой сформированы зубья, покрывается слоем нейлоновой ткани, обладающей антифрикционными свойствами. Такое покрытие препятствует быстрому истиранию поверхности, надолго сохраняя ее геометрические параметры, что является залогом стабильности динамических характеристик изделия.

Подобная структура делает ремень прочным, устойчивым к растяжению и одновременно гибким, эластичным, обеспечивая его высокую надежность, равномерность хода в условиях знакопеременного движения и меняющихся нагрузок.

Среди недостатков зубчатых ремней можно выделить несколько большую стоимость по сравнению с другими типами аналогичных изделий и повышенные требования к соосности валов двигателя и приводного механизма. Но эти условные минусы теряются на фоне преимущественных свойств, необходимых для использования в лазерном оборудовании.

Технические характеристики зубчатых ремней

Маркировка ремней, наносимая на внешней стороне, позволяет определить их параметры и типоразмер. Изделия с профилем зубьев в виде трапеции имеют обозначение, соответствующее дюймовой системе: MXL, XL, L и т. п. или европейской: Т5, Т10, Т20, Т5DL. В первом случае, буквы соответствуют коду шага зубьев, например, MXL – шаг 2,032 мм, L – 9,525 мм. В европейской классификации величина шага отражена цифрой в маркировке.

Обозначения, применяемые к ремням с полукруглым профилем, MTD5M, MTD8M, RPP5 несут информацию о величине шага и типе зубьев.

Ремни зубчатыеРемень HTD 3150-14M-110 ContiTech
Ремни зубчатыеРемень 710-5М-5
Ремни зубчатыеРемень 339-3M-9 OPTIBELT
Ремни зубчатыеРемень 750-5М-15
Ремни зубчатыеРемень 1500-5М-30 OPTIBELT
Ремни зубчатыеРемень 1125-5M-11 ContiTech
Ремни зубчатыеРемень 600-8М-20
Ремни зубчатыеРемень 720-8М-20 OPTIBELT
Ремни зубчатыеРемень 1200-8M-28 OPTIBELT
Ремни зубчатыеРемень 1600-8M-25
Ремни зубчатыеРемень 322 L 012
Ремни зубчатыеРемень 345 L 860
Ремни зубчатыеРемень ZR 450 L 100 OPTIBELT
Ремни зубчатыеРемень ZR 370 H 075 OPTIBELT
Ремни зубчатыеРемень 260 XL 10 ContiTech
Ремни зубчатыеРемень 840-Т10
Ремни зубчатыеРемень 270-Т5-10
Ремни зубчатыеРемень 575-Т5-10
Ремни зубчатыеЗубчатый ремень 160 XL
Ремни зубчатыеЗубчатый ремень 300 H 19 Contitech
Ремни зубчатыеЗубчатый ремень 320 H 40мм MITSUBOSHI

Не упустите шанс сэкономить
и получить подарок от компании!

  • Бесплатная стыковка при заказе конвейерной ПВХ-ленты
    в нашей компании.
  • Специальные цены на покупку любых моделей шлангов
    для ассенизаторской машины — от 30 пм.

Ремни зубчатые

Назначение и характеристики

Каталог интернет-магазина «Хольцер Флексо» включает ассортимент приводных ремней зубчатого типа. РТИ крепятся к шкивам для передачи крутящего момента от двигателя. Конструкция этих изделий различается типом профиля. В сравнении с классическими трапециевидными вариантами, ремни с криволинейной формой зуба (HTD) характеризуются более плавным зацеплением и повышенной несущей способностью.

Чтобы правильно выполнить подбор элемента ременной передачи, необходимо удостовериться, что его характеристики соответствуют условиям эксплуатации.

Помощь в поиске детали

Чтобы упростить выбор подходящего товара, воспользуйтесь сводной таблицей. Она позволяет в режиме онлайн произвести подбор зубчатого ремня с профилем HTD. Чтобы сузить поиск, достаточно отсортировать список в соответствии с нужной характеристикой (по размеру, артикулу, длине, ширине и т. д.).

Если вы желаете купить РТИ другого типа (например, клиновые ремни с фасонным зубом), воспользуйтесь формой подбора в соответствующем подразделе. Также можете обратиться за консультацией к менеджеру компании «Хольцер Флексо». Специалист поможет подобрать РТИ, сориентирует по ценам и условиям доставки.

Ремни зубчатые

Синхронный ремень с трапециевидной зубчатой передачей обеспечивает положительную передачу, то есть без проскальзывания. Легкость ремней, ограничение натяжения только при нормальных нагрузках и отсутствие смазочного устройства позволяют определить конструкцию трансмиссии и ее структуру. Эти характеристики влекут за собой значительное снижение затрат на техническое обслуживание.

Конструктивные особенности приводных зубчатых ремней: этот стандартный трапециевидный зубчатый ремень доступен с профилями XL, L, H, XH, XXH.

• арматура обеспечивает идеальную прочность на растяжение.

• отделка верхнего эластичного и гибкого слоя защищает ремень.

• зубчатое зацепление, образованное с максимальной точностью позволяет зацеплению идеально подходить для любых видов промышленности.

• нижнее покрытие защищает ремень от проскальзывания между зубами и шкивов, от царапин и растяжения ремня.

• сниженный уровень шума.

• хорошая устойчивость к воздействию масел общего пользования и при температурах от -25°C до +100°C

• зацепление ряд в ряд трапецевидных зубов, предотвращает проскальзывания и изменения скорости, с гарантией качества.

• отсутствие контакта металл-металл и гибкость зубов значительно снижают трение системы ременной передачи.

• выполнены в соответствии со стандартом ISO 5296

Области применения зубчатых ремней привода:

приводная ременная передача, широкий спектр мощностей, передача синхронизации — все это позволяет вам получить компактный размер и рациональные расходы на обслуживание системы привода. Область применения ремней включает все промышленные приводы с положительным смещением, от портативного инструмента к автоматизированным линиям и механическим инструментам.

Ремни зубчатые

Зубчатые ремни PiBelt работают в качестве силовой элемента зубчатоременной передачи, обеспечивая передачу мощности от ведущего вала к рабочему (ведомому).

Ремни зубчатые PiBelt применяют в приводах промышленного, сельскохозяйственного, офисного оборудования, в автомобильной и строительной технике.

Основные достоинства передач с применением зубчатых ремней

  • синхронность передачи;
  • постоянная и высокая окружная скорость;
  • высокая стабильность размеров зубчатых ремней в процессе эксплуатации;
  • компактность привода, особенно при больших крутящих моментах;
  • не требуется использование смазок;
  • простота обслуживания привода;
  • не требуется большое натяжение ремня, благодаря чему снижается нагрузка на валы и повышается КПД передачи.

Конструкция зубчатых ремней PiBelt

  • Ремни зубчатые PiBelt выпускаются с трапециидальным профилем XL, L, H, XH, XXH, и круглым профилем зуба — 3M, 5М, 8М, 14 М;
  • Конструкционные материалы, применяемые в производстве зубчатых ремней PiBelt — хлоропреновая резина и полиэстеровый корд — обеспечивают плавность хода, долговечность работы в силовых установках и делает ремень практически нерастяжимым.
  • Эластичное покрытие на внешней поверхности ремня предохраняет корд от повреждения.
  • Точность изготовления зубьев обеспечивает синхронизированный ход передачи без перебоев и исключает проскальзывание.
  • Покрытие на внутренней поверхности зубчатого ремня защищает от износа при постоянном контакте зубьев со шкивом, а также снижает уровень шума.
  • Хорошая маслостойкость, не теряет рабочих характеристик в диапазоне температур -25°C до +100°C
  • Форма зубьев и точное их расположение предотвращает от деформации и обеспечивает плавность и синхронность хода при изменении скорости.
  • Ремни зубчатые PiBelt соответствуют нормам ISO 5296

Как обозначаются зубчатые ремни PiBelt

Маркировка зубчатых ремней с трапециевидным зубом

220 Н 050, где

220 = расчетная длина в дюймах — 22”, т.е. чтобы узнать длину в миллиметрах надо дюймовую дину умножить на 25.4 — т.е. 558,8 мм.
H = шаг, т.е. расстояние между вершинами двух рядомстоящих зубов (см. таблицы ниже)
050 = ширина (кодировка) — 0,5 дюйма, то есть 12,7 мм.

Маркировка зубчатых ремней с круглым зубом

1040 8М 50, где

1040 = расчетная длина (мм)
8М = шаг (мм)
50 = ширина (мм)

Геометрические размеры зубчатых ремней PiBelt

1.Классические (дюймовые) ремни зубчатые MXL, XL, L, H, XH.

Профиль зуба – трапецеидальный. Материал – маслобензостойкая резина на основе неопрена, силовой каркас из полиэфирных шнуров.

Всем известно, что зубчатый ремень привода газораспределительного механизма время от времени подлежит замене. Иначе рано или поздно он оборвется. И тогда в лучшем случае двигатель просто заглохнет, а в худшем…
К сожалению, 1300-кубовый двигатель ВАЗ-2108 — яркий пример «худшего случая»: обрыв ремня ГРМ неминуемо означает дорогой ремонт головки с заменой клапанов. Чтобы этого избежать, нужно вовремя менять ремень — заводские нормы предписывают делать это через каждые 60000 км пробега. Но какой ремень купить взамен отслужившего свое «родного»?

Дмитрий ШЕВЦОВ
Фото автора

Для теста нам удалось купить ремни семи различных марок. Все они предназначены для работы в механизме газораспределения двигателя ВАЗ-2108. «Точка отсчета» — отечественный ремень из Балаково, которым комплектуются двигатели вазовских переднеприводников на конвейере в Тольятти. Остальные шесть изделий — импортные. Ремни Dayco — итальянские, Lemforder — немецкие, Roulunds — из Дании. А вот выяснить родословные ремней трех остальных марок оказалось сложнее. Берем, например, Bosch. На коробке написано, что ремень из Германии, а первые цифры штрих-кода указывают на Францию. Такая же чехарда с ремнями именитой фирмы Gates: штрих-код указывает на Бельгию, а на самих ремнях надписи Made in Poland. А на упаковках ремней Contitech и вовсе только штрих-код Германии — и ни одной надписи о месте изготовления.
Ремни всех марок мы покупали по шесть штук, как того требовала программа испытаний, составленная на основе ТУ 38.1051912 «Ремни зубчатые для двигателей ВАЗ». Исключением стали ремни Gates — мы купили аж 12 штук, по шесть ремней с зубьями двух разных профилей. Дело в том, что ремни ГРМ для моторов вазовских переднеприводников бывают с двумя видами зубьев. Первый — с так называемым эвольвентным профилем: такой зуб напоминает скругленную трапецию. Зубья эвольвентного профиля имеют российский ремень, а также ремни Bosch и Contitech. Второй тип зубьев, появившийся вслед за эвольвентным, — круглый: с такими зубьями оказались ремни Dayco, Lemforder и Roulunds. А вот «восьмерочный» Gates мы встретили в продаже и с традиционным эвольвентным, и с более современным круглым зубом.
Интересно, что в лаборатории, аккредитованной Госстандартом в области испытаний резинотехнических изделий, сразу выяснили, что два разных ремня Gates различаются между собой не только профилем зубьев, но и твердостью резины. Ремни с эвольвентным профилем зубьев сделаны из резины с твердостью 65 единиц по шкале Шора, а твердость резины ремней с круглыми зубьями на 2 единицы выше.
Кстати, все импортные ремни сделаны из умеренно твердой резины (63—67 единиц по Шору), а материал российских ремней тверже — 73 единицы по Шору. О чем это говорит? Да ни о чем. В технических условиях ВАЗа твердость резины зубчатых ремней вообще не оговорена. А теоретически более мягкая резина окажется более гибкой на морозе.
Мы решили это проверить — тем более что по нормативам ВАЗа ремень после суточной выдержки в морозильной камере при температуре минус 45 градусов должен без появления трещин изогнуться на круглой оправке диаметром 10 см. Проморозили ремни, изогнули… Испытание холодом выдержали все образцы, в том числе и более «твердый» российский.

После этого пришел черед испытаний на прочность. Сначала — тесты на разрывных машинах, которые прошли все образцы.
Причем на одном стенде ремни проверяли на расслоение, отдирая зубчатую часть от основания,

Ремни зубчатые

а на другом — на разрыв.

Ремни зубчатые

Повышение прочности специалисты объяснили свойствами теплостойких каучуков, из которых сделаны ремни. При долгом стабильном разогреве их внутренние связи крепнут, и зубчатая часть сильнее припекается к ленте-основанию. Примерно то же самое происходит и при работе ремня на двигателе — ведь температура внутри кожуха ремня, особенно в летнюю жару, никак не меньше 90 градусов…
Проверили мы у «поджаренных» ремней и твердость резины. Меньше всего «высохли» ремни Gates — их твердость увеличилась всего на 6 единиц. А вот самые эластичные поначалу ремни Dayco отвердели сильнее всех — твердость резины возросла на 14 единиц.

Имитируя жесткие условия эксплуатации в изношенном моторе с текущими сальниками, испытатели подвергли резиновые поверхности ремней двухсуточному воздействию горячего моторного масла. Опять-таки тест выдержали все ремни.
Следующим испытанием стало определение удельного усилия, которое способен передать зуб ремня. Этот тест проводится так: ремень, прижатый к неподвижной шестерне с усилием в 133 ньютона, начинают тянуть со скоростью 50 мм/мин — до тех пор, пока зубья не срежутся или не выскочат из зацепления.

Ремни зубчатые

Наименьший запас от предельно допустимых 90 Н/мм продемонстрировали ремни Roulunds и Dayco — 98 и 100 Н/мм соответственно. А самыми «тяговитыми» оказались зубчатые элементы российского ремня и ремней Contitech и Lemforder — они выдерживали от 138 до 145 Н/мм.
Последним испытанием стала проверка наработки ремней на износ. Согласно вазовским техническим условиям, ремень ГРМ должен проработать на специальном испытательном стенде не менее 100 часов. Казалось бы, немного — элементарный расчет показывает, что за 100 часов при средней скорости движения 50 км/ч ремень «пройдет» лишь около 5000 км. Меньше десятой части от нормы эксплуатации. Но в двигателе ВАЗ-2108 зубчатый ремень передает к распредвалу крутящий момент в 5,5 Нм. А на стенде ресурсных испытаний ведомая шестерня сопротивляется ремню с почти восьмикратной перегрузкой — 44,8 Нм.

Ремни зубчатые

Не выдержал такой колоссальной нагрузки лишь ремень Gates со старым эвольвентным типом зубьев — на исходе 67-го часа он был снят со стенда из-за разрушения зубчатой части. Все остальные ремни откатали положенные 100 часов, после чего испытатели решили продлить ресурсный тест до 150 часов. Но больше неприятных сюрпризов не было — все образцы выдержали и это дополнительное испытание. Причем после «ресурса» все ремни пребывали в заметно изношенном, но еще вполне работоспособном состоянии.
Что в итоге? Кроме ремней Gates с зубьями эвольвентного профиля, все образцы проявили себя достойно. Причем вновь, как это было на тестах сцеплений (см. АР № 24, 2002), российское изделие выступило не хуже импортных — при том, что отечественный ремень заметно дешевле.
Ну а из импортной продукции самые доступные (и при этом хорошие) ремни — Contitech и Lemforder. Итальянские ремни Dayco чуть дороже и при этом проявили небольшой запас прочности при разрывных испытаниях. Ремни Roulunds и Bosch тоже хороши, но гораздо дороже других…

Ссылка на основную публикацию